Перейти к контенту Перейти к навигации

Главная страница » Статьи

Статьи

Лада – лидер российского рынка. Даже в условиях кризиса

После нескольких лет поступательного роста российский автомобильный рынок с самого начала 2009 года демонстрирует спад. И глубину этого спада, пожалуй, лучше всяких комментариев иллюстрируют сухие цифры. По предварительным данным, за первые два месяца года объем продаж новых легковых автомобилей на российском рынке составил 242 726 штук, что на 34,8% ниже показателя продаж аналогичного периода прошлого года. Февральские продажи - 129 996 автомобилей - хоть и выросли по отношению к прошедшему январю больше, чем на 15%, тем не менее, на 37,3% ниже показателя продаж февраля 2008 года. О том, как на этом фоне выглядят продажи автомобилей LADA, мы беседуем сегодня с заместителем директора по маркетингу ОАО «АВТОВАЗ» Александром Бредихиным.

- Александр Леонидович, как бы вы охарактеризовали положение автомобилей LADA на российском рынке в настоящее время?

- Российский автомобильный рынок, как и рынки других стран, сейчас переживает не лучшие времена. На начало 2009 года пришелся наиболее существенный за последнее десятилетие спад продаж. Безусловно, кризис не мог не затронуть и нас. В январе-феврале на российском рынке было продано всего 58 454 автомобиля LADA. Это на 37% меньше, чем за первые два месяца прошлого года. Общий же объем реализации автомобилей марки LADA (включая продажи автомобилей LADA производства «ИжАвто») по итогам рассматриваемого периода 2009 г. составил 59 246 автомобилей. Нужно сказать, что по сравнению с другими автомобилями российских марок, продажи которых упали на 52,9%, это неплохой результат. Нам удалось удержать свою долю на рынке, и она сейчас составляет 24,4%. И мы рассчитываем в дальнейшем увеличить ее.

4:11 в пользу Lada

Автомобили LADA по итогам двух первых месяцев уверенно занимают лидирующие позиции в рейтинге наиболее продаваемых автомобилей по маркам. Ближайший иностранный бренд Chevrolet с объемом продаж 20881 автомобиль отстает от нас почти в три раза. При этом почти пятую часть всех продаж этому бренду обеспечивают автомобили Chevrolet Niva, которых было продано 4383 штуки. Еще одно очень наглядное сопоставление: три иностранных бренда, лидирующие по объему продаж, - Chevrolet, Ford и Hyundai, в январе-феврале суммарно продали меньше автомобилей, чем мы.

К сожалению, влияние кризиса на других отечественных производителей оказалось более заметным: УАЗ и Volga даже не вошли в двадцатку лидеров, заняв соответственно 22 и 23 места.

В рейтинге наиболее продаваемых моделей автомобили LADA также в числе лидеров, занимая три первых места подряд. Лидерами продаж стали автомобили семейства LADA PRIORA. Вместе с автомобилями семейства LADA 110 их доля составила 6,9%. На втором месте - автомобили семейства LADA SAMARA (6,4%), на третьем - наша ""классика"" - 2104/2105/2107 (5,6%). Четвертое место по итогам двух месяцев занимают автомобили Ford Focus (4,4%). На пятой строчке - автомобили семейства LADA KALINA (4,3%). Замыкает двадцатку лидеров LADA 4x4 (1,2%).

И снова не удержусь от сопоставлений: только LADA PRIORA было продано практически столько же, сколько Ford Focus и Chevrolet Lacetti, лидирующих среди иномарок, вместе взятых. А объем продаж автомобилей LADA четырех основных семейств можно сравнить с суммарным объемом продаж таких моделей, как Ford Focus, Chevrolet Lacetti, Mazda 3, Renault Logan, Toyota Camry, Chevrolet Lanos, Chevrolet Niva, Skoda Octavia, Hyundai Getz, Opel Astra, Kia Spectra, занимающих в данном рейтинге места с четвертого по пятнадцатое. То есть 4:11 в пользу LADA!

- Получается, что иностранных производителей кризис затронул сильнее?

- Разные бренды по-разному ощутили влияние кризиса. В целом в январе-феврале 2009 г. объем продаж новых автомобилей иностранных марок снизился на 33,1% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. и составил чуть больше 180 тысяч автомобилей. То есть снижение продаж даже несколько меньшее, чем в среднем по рынку. Большинство марок потеряли в продажах примерно столько же, сколько и рынок. Но если более внимательно посмотреть статистику по отдельным маркам, то можно отметить некоторые особенности. Так, лидирующий иностранный бренд Chevrolet за первые два месяца потерял в продажах по сравнению с аналогичным периодом прошлого года 41,2%, Hyundai - 46,5%, Daewoo - 60,1%, Mitsubishi - 63,9%. В то же время такие марки, как Peugeot, Volkswagen, Skoda, Citroen, показали значительный прирост. Причина этого - обновление модельных рядов, вывод новых моделей, сбалансированная ценовая политика.

Если говорить в разрезе моделей, то максимальный прирост объема продаж в январе-феврале продемонстрировали автомобили Toyota Camry, на втором месте - автомобили Peugeot 307/308, на третьем месте - Hyundai Tucson.

Так что особых чудес не наблюдается, формула успеха проста: обновление модельного ряда и адекватные цены. Нужно сказать, что у АВТОВАЗа есть возможность использовать эту формулу. Мы в этом году выводим на рынок LADA PRIORA универсал и постараемся, насколько это будет в наших силах в условиях инфляции, не переиграть с ценами.

Цена вопроса

- Цены - это как раз та тема, которая интересует многих. В последнее время на АВТОВАЗ усилились нападки со стороны центральных СМИ по поводу якобы имеющих место злоупотреблений с ценами. Что вы можете сказать по этому поводу?

- Какие уж тут злоупотребления... Как говорится, не до жиру - быть бы живу. Как известно, АВТОВАЗ за прошлый год поднял цены лишь на четыре с небольшим процента. Мы совсем не трогали цены во втором полугодии. Не стали менять цены и с 1 января, хотя в предыдущие годы это делали регулярно. Данное повышение обычно носило больше «технический» характер и было призвано скорректировать цены внутри модельного ряда, развести между собой автомобили старого и нового годов. В этом году мы отказались от этого повышения и изменили отпускные цены лишь 26 января - на 2,4%. Причем покупатели не почувствовали даже это повышение, поскольку оно было частично компенсировано скидками дилеров. По состоянию на 1 марта 2009 г. средневзвешенная розничная цена на автомобили LADA по отношению к началу года выросла всего на 1,7%, а по некоторым моделям даже снизилась.

В то же время большинство иностранных производителей, в том числе те, чьи заводы действуют в России, свои цены значительно увеличили. В среднем за два первых месяца повышение составило порядка 20%. Повышение цен в основном касается новых машин 2009 года. На прошлогодние действуют специальные условия, прежние цены, скидки и так далее. Но когда старые машины будут проданы - цены еще подрастут, поскольку курсы доллара и евро выросли на 35-40%. Повышение пока компенсировало лишь половину этого роста. А ведь есть еще повышенные импортные пошлины, которые также повлияют на цены. Хотя и не так заметно, всего на 4%.

Выбран «мальчиком для битья»

- Давайте остановимся на пошлинах поподробнее. Все же для АВТОВАЗа их повышение - это благо или зло? Ведь по стране прокатилась целая волна выступлений, достаточно негативных по отношению к АВТОВАЗу...

- В первую очередь это благо для России. Для производителей, чьи заводы работают в России, - причем не только для традиционных отечественных производителей, но и для всех иностранных компаний, которые создали здесь свои производственные мощности. Есть определенная зависимость между эффективностью производства внутри страны и размером пошлины. Если пошлины ниже 25%, то выгоднее ввозить готовые автомобили, выше - выгоднее производить тут. То есть пошлины, которые действовали до сих пор, были пограничные, не определяющие эффективность ни местной сборки, ни импорта. Подняв пошлины до 30%, правительство показало таким образом, что оно заинтересовано в развитии производства автомобилей в России. Конечно, любое решение такого масштаба кому-то нравится, а кому-то нет. Но тут уж нужно расставлять приоритеты.

Второй аспект данного вопроса - это то, что повышение пошлин бьет прежде всего по импорту подержанных автомобилей. Так, автомобили старше пяти лет ввозить теперь абсолютно не выгодно, а автомобили возрастом от 3 до 5 лет заметно дорожают. Таким образом, регулируется вторичный рынок автомобилей, который существенно вырос за последние годы. Ведь любой новый автомобиль рано или поздно попадает на вторичный рынок, обычно это происходит через 3-4 года эксплуатации. Вторичный рынок и рынок новых автомобилей очень взаимозависимы.

Если владелец не может продать старый автомобиль, он не купит новый. Именно поэтому развитые страны выстраивают механизмы вывоза подержанных автомобилей за пределы своих рынков. Наш же вторичный рынок подвергается двойному давлению: со стороны растущего рынка новых автомобилей и со стороны импорта подержанных автомобилей. Я думаю, что этот аспект повышения пошлин даже более важен для экономической безопасности государства, чем необходимость поддержки местного производства.

Что же касается волны протеста, то АВТОВАЗ был выбран в качестве «мальчика для битья». Очень большой такой «мальчик», известный - не промахнешься... Хотя понятно же, что в результате введения повышенных пошлин преференции получат все российские производители, в том числе Всеволожский Ford, московское Renault, калужский Volkswagen и другие.

Наши за границей

- Иностранные бренды активно внедряются на российский рынок, а как обстоят дела у бренда LADА на внешних рынках?

- Мы говорили о кризисе относительно российского рынка. Но поскольку он затронул практически весь мир, то повлиял и на позиции автомобилей LADA на экспортных рынках. На большинстве рынков наблюдается снижение продаж наших автомобилей, примерно на уровне общего снижения самих рынков. Однако есть и позитивные примеры. Так, например, в Германии за первые два месяца продажи LADA увеличились по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 94%.

На это повлияла принятая правительством Германии программа поддержки продаж автомобилей, предусматривающая выплату 2500 евро в случае сдачи автомобиля старше 9 лет при покупке нового автомобиля. А на таких старых автомобилях в основном ездят достаточно небогатые люди, и они не могут позволить себе, сдав подержанный автомобиль, купить что-то очень дорогое, да и при покупке дорогого автомобиля 2500 евро - не очень заметная льгота. А вот для LADA KALINA это почти треть цены. Поэтому многие обратили внимание на наши автомобили и реально стали рассматривать их в качестве варианта покупки.

Рост продаж наших автомобилей зафиксирован также в Болгарии, Испании, Финляндии и Франции. При том, что рынки в этих странах серьезно обвалились.

Эти примеры показывают, насколько действенными могут быть меры по стимулированию спроса на автомобили.

- Но ведь и в России приняты меры государственной поддержки автопроизводителей. Они уже как-то повлияли на рынок?

- Пока особого влияния не наблюдается, ведь требуется время на подготовку внедрения данных мер. Но мы надеемся, что этап внедрения принятых мер будет достаточно коротким, и все мы ощутим их влияние уже в ближайшее время.


Источник: www.autostat.ru


...


« назад | архив